Ездил в Белорецк.

Сутра погода ясно давала понять, что время для поездки через горы я выбрал неудачно. Все видимое из окна пространство было завалено снегом. Автомобили былиподобны снежным холмам посреди Великой снежной пустыни. В свете фонаря летелпоток снега, мело. Малодушие поборол просто. Залез в интернет и убедился в том,что такая погода продлится еще дней десять. В снежной круговерти зарождалсярассвет, когда я выехал из города навстречу потоку, спешащих на работу людей. 

ТрассаУфа Белорецк, заметенная снегом – отдельная история. Здесь, на Белорецкойтрасса нет такого движения, как на трассах федеральных, в частности М5. От тогои не чистят ее с такой поспешностью. В общем, на  хребет Зильмердак кое-как заполз. Зильмердакпо относительной высоте на трассе самый высокий. Здесь при подъеме трасса УфаБелорецк набирает высоту с метров 300 до 800-850 над уровнем моря точно. Оттого довольно крутой подъем, на котором есть место, называемое «Тещин язык».Там дорога, идущая по распадку речки Сокашли (у всех ассоциируется сСаакашвили, оказывается я не один такой), вдруг заворачивает на 180 градусов иподнимается на венец хребта. Вот такая хитрая трассировка. Дело в том, чтоудобный для спуска распадок на другой стороне хребта находится в стороне(долина речки Шура), от того и пришлось так хитро вести дорогу. Что аукнулосьмногим дальнобоям и не только. Когда ты спускаешься по Белорецкой трассе с хребтаЗильмердак в сторону Уфы, по гололеду на тяжелой фуре и тебе вдруг надоповернуть круто вправо, сделать это архисложно. А дальше, за отбойникомначинается настоящая зловещая пропасть. Не всем удается вписаться в поворот. Оттого разломанный отбойник чинят постоянно, а ютуб исправно пополняетсяледенящим душу видео о поехавшей прямо фуре. Как говорится, кому война, а кому информационныйповод и рейтинги просмотра.

Верхнее селение Белорецкого завода.

 ВБелорецке все было не так страшно, как по другую сторону Хребта. Хотя снежок инападал, но вовсе не мело. Для начала я отправился в музей БМК – Белорецкого металлургическогокомбината. Для тех, кто не знает. Для города Белорецк БМК предприятиеградообразующее. В прямом смысле слова. Вся история Белорецка – в первуюочередь история завода. 

Картина, изображающая бой бронепоезда красных с белобандитами. Между прочим история рейда белорецких партизан в 1918 году достойна Голливуда.

МузейБМК оказался весьма хорошим. О многих залах, с массой экспонатов, сохранившихся еще с 19-го века. Бывая во многихмузеях по Уралу, с таким хорошим музеем я сталкивался лишь в Златоусте. Дозакрытия оставалось полчаса, от того пришлось пробежаться галопом, ибосмотритель музея, Сергей Александрович после 12-ти часов отправлялся в Советветеранов. Но успел кой чего рассказать,  чего я на самом деле не знал. Например, опродукции завода. А Белорецкий завод производит вовсе не железяки, как можноподумать, несмотря на то, что это металлургическое производство. Еще со временПашковых, Белорецкий завод начал осваивать производство метизов, то естьпроволоки и изделий из нее. О чем красноречиво говорят жестянки из-подподковных гвоздей, произведенных при Пашковых. 

Внастоящее время БМК делает пружины для механических часов. Тонкую проволоку для«черных ящиков» самолетов. Если кто не знал, то весь сигнал «черных ящиков» всамолетах пишется на тонкую металлическую проволоку, наматываемую на катушку. Многочего еще производит Белорецкий завод. Например, тонюсенькую сетку, используемуюв медицине и других сферах человеческой деятельности. 

Сетка.

Та самая проволока, на которую пишется сигнал «черных ящиков»

Кромепродукции Белорецкого завода, впервые я увидел портрет главного основателяюжно-уральских заводов, Ивана Борисовича Твердышева. Изучая биографиюоснователей металлургии Южного Урала, я довольно долго искал портрет Твердышева,но оказалось, что его просто не существует в природе. Иван Борисович и брат егоЯков все свое время проводили в трудах по строительству горнозаводской империи,и не до портретов им было. Да и не было моды у представителей купечестварисовать парсуны. А в музее портрет нарисован так, как представлял Твердышевахудожник. Если кому интересно, адрес музея БМК: улица Луначарского, 21. Это вздании отдела кадров БМК, в Нижнем селении города. Наверное стоит посмотретькарту Белорецка с улицами, которая должна найтись в интернетах.

Весы, изготовленные немцами еще в 1905 году и проработавшие до 2010 года.

 Измузея отправился я гулять по Нижнему селению. Опять же, для тех, кто не знает. Испоконповелось делить Белорецк на две части, Верхнее и Нижнее селения. Также делилосьи население Белорецка. В Верхнем, на левом берегу реки Белой жили людисостоятельные, начальство, купечество. В Нижнем селении, рабочие. С тех пришлаи ушла Советская власть, а все так и осталось. В Верхнем селении у кого костьпобелее, в Нижнем… Ну в общем вечером там в одиночку гулять не совсемкомфортно. 

Станционный колокол со станции Ишля, БУЖД.

Дошелдо ворот БМК, откуда начинала когда-то свой бег Белорецкая узкоколейная железнаядорога вдоль Белой на далекую Запрудовку. Именно созревшее решение снять о этойлегендарной дороге фильм, было одной из причин, что привели меня в город. Какраз сто лет назад узкоколейная дорога пришла в Тирлян, а в 1913 году первыйпаровоз увидали и в Белорецком заводе. Только вот Белорецкая узкоколейная дорогане сохранилась. Но зато сохранилась насыпь ее, по-прежнему ведущая через горныеперевалы, карабкающаяся к облакам по серпантину. 

Из этих ворот выходила Белорецкая узкоколейная дорога.

Потелефону мой знакомец, журналист «Белорецкого рабочего» Николай Старков дал мнекоординаты другого журналиста, уже из газеты «Металлург», Андрея Воробьева, которыйпо слухам плотно изучил материал о БУЖД. На деле все оказалось куда интереснее.Андрей практически дописал книгу о дороге. С массой фактов, архивных материалов. Стало понятно, что приехал совсем, совсемне зря!

Продолжениеследует.

This entry was posted in Авторский блог. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий