Малое кольцо Южного Урала.

Дляпоездки его вам потребуется любой так называемый «стоковый», то естьнеподготовленный внедорожник или кроссовер. В принципе дорога почти вездехорошая, но есть небольшой участок между Искуштой и Лемезой, где обычная «пузотерка»не пройдет по причине наличия двух глубоких бродов. В засуху можно пройти и наобычно машине.

Собственносам маршрут:

Просмотреть Без названия на карте большего размера

1.     Уфа-Булгаково-Карламан-Абзаново-Архангельское.

После того, как вы проехали Карламан, слева покажутся скалы и указатель «Старый Акташ». Скалы — памятник природы Охлебиниские колпаки. По указателю можно подъехать к берегу реки Белой, напротив скал. Как вариант, место для ночевки.

После того, как проедете мост-эстакаду через жд, вскоре появится указатель направо, «Абзаново». По этой дороге через пару километров вы попадете на берег реки Инзер. На той стороне со скалы падает в реку известный водопад Абзановский.

По трассе Уфа-Белорецк. Чуть более 100 км. Село было основано в конце 18-говека Мясниковым и Твердышевыми, как медеплавильный завод. Можно заехать иосмотреть. Но смотреть на самом деле там не на что. Обычная русскоязычнаябашкирская глубинка. Сразу за Архангельским начинаются горы. Дорога – асфальт.

2.     Архангельское-Кулмас-поворотна Ассы-Ассы.

Примерно через 18 км от села Архангельское будет указатель «Кулмас». Этостаринная башкирская деревня. Здесь неплохое кафе и лучше всего перекусить здесь.

Далее, за Кулмасом, после указателя «Зуяк» пойдет подъем на перевал, через самыйбольшой хребет округи – Зильмердак. Ориентир – дорога на подъеме неожиданноизменит направление на 180 градусов. Место называет «Тещин язык». На перевале –смотровая площадка. Советую остановиться, полюбоваться горными видами. В самомконце спуска с перевала будет поворот на Ассы. Еще 25 км и вы на берегу Инзера.На той стороне расположен бальнеологический санаторий «Ассы» и сама деревня.Санаторий дал деревне шанс, и она им воспользовалась. Магазином с кондиционеромтам сегодня никого не удивишь. В Ассах можно набрать минеральной воды. Самослово «ассы» с башкирского языка переводится как «горькая вода». Минералкатечет здесь везде.

Если вас застал вечер. То можнозаночевать здесь, отъехав чуть в сторону от деревни. Лучше вверх по течениювдоль жд путей, на место, именуемое Тамак. От Ассов это будет 2,7 км. Стоитзаметить, что в Ассах местное население не агрессивное и случаев конфликтов стуристами народная молва не помнит. До Ассов – асфальт.

3.     Ассы-Искушта.

От Ассов нужно ехать по грейдеру вдоль жд путей, после чего дорога начнетподыматься на перевал. На перевале можно посмотреть на каменоломни, где ломаютшироко известный красный ассинский отделочный камень-сланец. Это окаменевшиеводоросли. Огромные горные массивы вокруг Ассов сложены красно-фиолетовымипородами.

Чутьниже перевала под горой, слева откроется живописная долина. В которой находитсядеревня Бриш. Очень красиво.

Еще 20км по хорошему грейдеру и вы в Искуште. Это старинная башкирская деревня,стоящая на берегу ручья Искушта, впадающего тут же в одну из самых красивых рекЮжного Урала, Лемезу. От Искушты можно проехать вниз по течению Лемезы на 1,5км, и остановится на поляне напротив живописной скалы. Здесь на Лемезе глубокийплес. В реку впадает всегда полноводный ручей Шаркраук. Еще издостопримечательностей  – каменная река-курум,сбегающая с хребта Малый Бирьян прямо к дороге.

4.     Искушта-Лемеза.

Самый плохой в плане дороги участок. Чтобы попасть на дорогу, нужно вернуться вИскушту и проехав мимо остановки, повернуть налево. Хорошая дорога скорозакончится и пойдет обычный разбитый грейдер. Дорога ведет за границу Башкирии,поэтому за ней никто не следит. По речке Саля проходит граница. Здесь же иглубокий брод. Впрочем, повторюсь, в хорошую засуху, когда уровень воды в Салепадает, его можно проехать на обычно машине. Дорога минует Салю, далее идетброд через Лемезу, в районе разрушенного моста через Лемезу. Одно из возможныхмест ночевки. Трафик на дороге не большой. Местное население не агрессивное.

5.     Лемеза-Катав-Ивановск.

Лемеза – старинный лесной поселок, где селились углежоги Катавских заводов.Ныне деревня население живет лесом. Есть даже пихтоварка и можно договориться опокупке пихтового масла.

От Лемезы в Катав-Ивановск ведетхороший грейдер, переходящий в асфальт. Если вы в душе джиперы, то можнопопытаться заехать на хребте Сухие горы и осмотреть красивейшую вершину его –гору Каменный Форфос, состоящую из скал-бастионов красного цвета. Дорога тудаведет от поселка Нильский. Дорога вполне нормальная и на Сухие горы мыподнимались на Ниве с отключенным передним приводов. Правда резина былахорошая. Но дорога сама по себе не грязная. А каменистая

В Катав-Ивановске интереспредставляет заводская плотина, пруд. Дом князьев Белосельских-Белозерских, вдоме по ул. К. Маркса, 4. Там нынче располагается краеведческий музей с хорошейэкспозицией.

6.     Катав-Ивановск-Серпиевка-Аратское. ДоСерпиевки идет асфальт. В самой деревне следует сделать остановку и осмотретьзнаменитый Серпиевский пещерный град, в котором находится множество пещер.Самые интересные из них, – Серпиевская, Колокольня. Интересна и карстовая скалаКольцо. Пещерный град находится в высоком берегу реки Сим, чуть ниже деревни.

Следующая достопримечательность –пещера Игнатьевская, Ямазы-Таш. Находится она возле деревни Аратское, ниже потечению от пещерного града. Нужно повернуть с дороги направо в самой деревне ипроехать мимо деревенского кладбища. Хорошая дорога не доходит до пещерыкилометра два. Далее она переходит в обычную лесную дорогу, по которой проходятвпрочем, все типы машин.

Кроме Игнатьевской пещеры. Интереспредставляет Симский суходол – сухой участок реки Сим. А также места, где рекауходит под землю и выходит из под нее. Общая протяженность сухого русла – около2-х км. В районе Игнатьевской пещеры масса мест для стоянки. Здесь можно встатьна ночлег.

7.     Аратское-Шарлаш-Сим.

В Шарлаше дорога выходит на трассу М5. Здесь нужно повернуть налево. И скоро выприедете в город Сим. Возник он как железоделательный завод, построенныйТвердышевыми-Мясниковым на реке Сим. В Симу интересна панорама города с горы. Атакже Симский пруд и очень живописные Симские скалы, до которых не так далекоот трассы.

8.     Сим-Симская-Миньяр-Аша.

От Сима вам нужно повернуть направо и доехать до станции Симская. От нееначинается живописная дорога вдоль реки Сим. Из достопримечательностей –Никольский источник, Никольский жд мост-виадук, Никольская пещера.

В Миньяре вас встретитторжественный Введенский храм. Интересна и заводская плотина. Город когда-то такжевозник как горный завод. В городе интерес представляет Миньярский пруд, Розовые скалы и Отводной гребень.

Пройдя весь город, дорога выходитснова к Симу и идет вдоль него до Аши, еще одного горнозаводского поселения, возникшегокак Аша-Балашовский завод. В Аше интересен Широкий дол, Ашинские скалы иКазарменный гребень. Если у вас есть время, то можно совершить восхождение наАджигардак. А также проехать вдоль речки Аша, где имеется масса замечательныхпейзажей. Достойных кисти живописца.

9.     Аша-Уфа.

От Аши возвращаемся на М5 и едем до Уфы. Никаких особых достопримечательностейздесь нет. Если интересно, какая Лемеза становится ближе к устью, то можно поуказателю на Нижние Лемезы проехать до деревни. Здесь это весьма полноводнаярека. И совсем на тот ручей, который вы переезжали вброд дня два назад.

Несколько десятков километрови вы в Уфе. Круг замкнулся, путешествие окончено.

Следующая достопримечательность –пещера Игнатьевская, Ямазы-Таш. Находится она возле деревни Аратское, ниже потечению от пещерного града. Нужно повернуть с дороги направо в самой деревне ипроехать мимо деревенского кладбища. Хорошая дорога не доходит до пещерыкилометра два. Далее она переходит в обычную лесную дорогу, по которой проходятвпрочем, все типы машин.

Кроме Игнатьевской пещеры. Интереспредставляет Симский суходол – сухой участок реки Сим. А также места, где рекауходит под землю и выходит из под нее. Общая протяженность сухого русла – около2-х км. В районе Игнатьевской пещеры масса мест для стоянки. Здесь можно встатьна ночлег.

7.     Аратское-Шарлаш-Сим.

В Шарлаше дорога выходит на трассу М5. Здесь нужно повернуть налево. И скоро выприедете в город Сим. Возник он как железоделательный завод, построенныйТвердышевыми-Мясниковым на реке Сим. В Симу интересна панорама города с горы. Атакже Симский пруд и очень живописные Симские скалы, до которых не так далекоот трассы.

8.     Сим-Симская-Миньяр-Аша.

От Сима вам нужно повернуть направо и доехать до станции Симская. От нееначинается живописная дорога вдоль реки Сим. Из достопримечательностей –Никольский источник, Никольский жд мост-виадук, Никольская пещера.

В Миньяре вас встретитторжественный Введенский храм. Интересна и заводская плотина. Город когда-то такжевозник как горный завод. В городе интерес представляет Миньярский пруд, Розовые скалы и Отводной гребень.

Пройдя весь город, дорога выходитснова к Симу и идет вдоль него до Аши, еще одного горнозаводского поселения, возникшегокак Аша-Балашовский завод. В Аше интересен Широкий дол, Ашинские скалы иКазарменный гребень. Если у вас есть время, то можно совершить восхождение наАджигардак. А также проехать вдоль речки Аша, где имеется масса замечательныхпейзажей. Достойных кисти живописца.

9.     Аша-Уфа.

От Аши возвращаемся на М5 и едем до Уфы. Никаких особых достопримечательностейздесь нет. Если интересно, какая Лемеза становится ближе к устью, то можно поуказателю на Нижние Лемезы проехать до деревни. Здесь это весьма полноводнаярека. И совсем на тот ручей, который вы переезжали вброд дня два назад.

Несколько десятков километрови вы в Уфе. Круг замкнулся, путешествие окончено.


             При перепечатке, ссылка на сайт «Весь Южный Урал» обязательна!


Поделиться:

Добавить комментарий

This entry was posted in На автомобиле. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *