Урочище Пороги на Большой Сатке.

Начало 20-го века ставило перед Российской империей новые вызовы. Проиграв русско-японскую войну и утратив во многом свой флот, Россия вынуждена была перевооружаться. Воссоздавать броненосный флот. В стране начался экономический рост. Металлургической промышленности требовались ферросплавы. Феррохром, ферросилициум, ферромарганец использовались в металлургии для повышения качества стали и придания ей необходимых свойств. Однако в начале 20-говека своего производства ферросплавов в России не было и их приходилось завозить из-за границы.

Все увеличивающиеся объемы производства заставили искать пути производства ферросплавов внутри России. Одним из первопроходцев в этом деле был горный инженер Александр Филиппович Шуппе, который являлся управляющим Саткинского железоделательного завода. В те годы был уже разработан способ получения ферросплавов в электрических печах, и для производства ферросплавов требовалось большое количество электроэнергии рядом с сырьевой базой.

Шуппе обратил внимание на долину реки Большая Сатка, ниже Саткинского завода, где были большие залежи хром содержащего железняка, кварцитов, которые можно было использовать при выплавке ферросилициума. Здесь же находился и практически дармовой источник энергии – бурная река. Обследовав берега реки, Шуппе остановил свой выбор на месте саткинских порогов. Тогда, до постройки плотины, этих порогов было два и были они весьма грозными – по 4 метра в высоту каждый. Фактически это были даже не пороги, а водопадные сливы. В те годы в России было построено всего несколько ГЭС и дело это было совсем в новинку.

В 1908 году было образовано «Уральское электрометаллургическое товарищество графа А. А. Мордвинов а, графини  Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе ». и началось строительство комплекса по производству ферросплавов. Это было первое в Российской империи производство подобного рода. Сердцем комплекса стала ГЭС. Высота плотины составила 22 метра, длина 125 метров. Сложена плотина была из бутового камня. На строительстве трудилось 40 каменщиков, было привлечено более 1000 подвод.

Было смонторованно специальное заказанное в разных странах Европы оборудование. Турбины, генераторы. 12 июля 1910 года состоялся пуск комплекса. Кроме плотины в него входили здание электростанции, цех по выплавке и лаборатория. Контора была построена в нескольких ста метров выше по течению.

Производство ферросплавов, например ферросилициума заключалось в том, что в электрическую печь сверху загружался кварцит вперемешку с железной стружкой. Нагрев производился через угольные электроды. Ток шел от генератора по шинам к электродам. Дуга образовывалась через заложенную в печь шихту. Полученную продукцию разбивали кувалдами на куски и свозили на подводах до ближайшей станции Бердяуш. Вскоре уже во многих странах мира узнали продукцию с клеймом «Пороги»

Комплекс по производству ферросплавов Пороги оставался единственным в стране вплоть до 1931 года, пока в Челябинске не был пущен ЧЭМК. В 60-е годы, когда в стране уже производили достаточно ферросплавов, завод был перепрофилирован на производство огнеупорных материалов на основе магнезита. А в 2001 году производство было остановлено, но электростанция продолжала работать. Уникальность Порогов как раз и в том, что на протяжении ста лет ГЭС вырабатывает электроэнергию на тех самых агрегатах, которые были установлены здесь еще при постройке. На оборудовании прикреплены латунные бирки с названиями фирм и годом выпуска.

В 1993 году комплекс «Пороги» вошел в число основных претендентов на включение в Мировой список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО и вроде как вошел в него. В 2010 году комплексу исполнилось сто лет.

Как доехать до Порогов? Добраться до Порогов можно по дороге с трассы М5 «Урал», поворот на Бердяуш. Проехав поселок Бердяуш надо ехать по дороге в сторону Романовки-Порогов вдоль реки Большая Сатка. Мимо не проедете, поскольку дорога выводит прямо к плотине.

This entry was posted in Промышленные памятники.. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий