В это можно легко поверит, если посмотреть на колесо издалека Однако когда подойдешь поближе, то видишь, что диаметр колеса равенпримерно шест и метрам и не понятным становится, какой силы должен быть поток,чтобы такую мах.ину своротить и протащить.
И на самом деле наводнение здесь не причем. Вернее причем втом смысле, что затопило завод и тот не стали восстанавливать. А колеса такихбыло два, и работали они маховиками надвух листопрокатных станах. Приводили их в действие электродвигатели. Колеса тедостались заводу давным- давно, еще от немецких хозяев, торгового дома «Вогау иКо». С начала 20-го века. В Тирляне даже шутка такая есть. Когдамолодежь спрашивала, откуда взялись те колеса, старики заводские показывали напросеку. Ведущую с горы и говорили: вон, просеку видишь? Так ее старикипрорубили когда-то, когда колесо то катили.
И вот после того, как завод решили закрыть, те колеса,конечно же придумали порезать на металлолом. Одно колесо порезали, а вот второерабочие не дали. Решили оставить какпамять. Так теперь оно и стоит памятником. Став настоящейдостопримечательностью поселка.
А рядом с ним, совсем близко, стоят развалины самого завода.Здание, построенное еще в 19-м веке. Вот такая вот история!