Белорецкая узкоколейная железная дорога. Белорецк — Запрудовка.

Торговый дом «Вогау и компания», созданный выходцем из Германии Максимилианом Вогау был в то время в Российской империи в первых строчках по капитализации и владел всем и вся. Как бы сейчас сказали — заводами и пароходами. Да так оно и было. В этом плане Белорецкому заводу повезло и  в развитие производства были вложены деньги, произведена модернизация. Но остро встал вопрос о вывозе готовой продукции.

Традиционно продукцию из Белорецкого завода вывозили либо на лошадях, либо на барках коломенках по Белой в большую воду. С прокладкой Транссибирской железной дороги, у завода появляется шанс вывозить продукцию по железной дороге. Для этого нужно всего-то — построить недостающие сто пятьдесят верст полотна до Катав-Ивановского завода. Правда вести путь придется через горные перевалы, по очень сложному рельефу. Задача весьма трудная. Но цель при этом куда более заманчива!

Белорецкая железная дорога и по нынешним временам представляет интерес в инженерном плане, а в начале прошлого века это и вовсе было чудом технической мысли. Горные серпантины, перевалы, сложный рельеф. Перепады высот на всей протяженности дороги составляла более пятисот метров.

Под перевалом Ворота насыпь была положена прямо на каменные реки — курумы. На перевал Машака составы карабкались часами по серпантину. Сама станция Машак, где проверялись тормоза и паровозы заправлялись водой находилась на высоте 880 метров над уровнем моря. Здесь были часты ветра, дожди. Зимой все засыпало снегом. Здесь и сегодня можно наблюдать остатки путей, горы угольного шлака. И все это с видом на одну из самых красивых южно-уральских вершин — Большой Шелом.

Приход железной дороги в лесные поселки вроде Юрюзани или Двойниши означал новую жизнь этих медвежьих углов. Появлялась работа, связь с внешним миром. Более полувека узкоколейная дорога связывала Белорецкие заводы с Большой землей и как бусы на нитку нанизывала одной линией все глухие поселения, работавшие в одной связке с заводом.

Гром грянул в 60-е годы, когда до Белорецка была проведена железная дорога широкой колеи от соседнего Магнитогорска. В виду того, что постоянная перегрузка в вагоны широкой колеи и обратно в Запрудовке обходилась дорого, дорогу решено было разобрать. Разобрали не полностью, а лишь самую интересную, горную ее часть от Запрудовки до Арши. Дорога еще тридцать с лишним лет действовала в ограниченном, усеченном режиме. Но с приходом новых времен и новых собственников завода, компании «Мечел», ее принесли в угоду сиюминутной выгоде в виде переплавки рельсов.

начала был разобран участок от Арши до Тирляна. А затем, в 2004 году и участок между Белорецким комбинатом и Тирляном. Фактически этот год и можно считать годом смерти дороги.

Сейчас много говорится о том, что дорога могла представлять музей под открытым небом, что по ней можно бы было возить туристов. Но история как известно не знает сослагательного наклонения и нынче мы имеем, то что имеем. Ну а нам остается лишь снять шляпу перед трудом и смекалкой предков и привычно поразиться очередной глупости, совершенной на наших глазах.

Хотя время от времени приходят благие вести и слышно, что тут или там находится некий меценат и собирается воссоздать участок дороги для того, чтоб катать туристов. Во всяком случае не будем уж совсем хоронить дорогу. А наоборот, надеяться и верить, что когда нибудь хоть маленький ее кусочек, да восстановится и сонную тишину глухих распадков снова разбудит писклявый гудок тепловоза.

А это фильм «Стальная нить». снятый о БУЖД: http://u-z-d.narod.ru/smotret.htm

This entry was posted in Промышленные памятники.. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий