Журнальный вариант. По следам Прокудина-Горского_6.

В этой части будет про Катав-Ивановский и Юрюзанский заводы и станцию Вязовая.
Прижавшись вместе с дорогой к красавице Юрюзани. поезд, следующий со стороны центральной России после Усть-Катава прибывает на станцию Вязовая.
Стоит обратить внимание на то, что проектировал этот участок дороги непосредственно Николай Георгиевич Гарин-Михайловкий и сэкономил на этом деле множество казенных денег. Гарина-Михайловского мы знаем как писателя, но между тем прежде всего он был талантливым инженером. При строительстве Уфа-Златоустовской дороги, Гарин-Михайловский являлся начальником 9-го строительного участка. Если кому интересно, то вы можете прочитать новеллу южно-уральского журналиста, Михаила Фонотова На магистрали. Однако же вернемся к Вязовой.

Есть предположение, что Вязовую, как и Кропачево назвали по фамилия подрядчика. Но гора Вязовая вон она, над самой станцией возвышается. Таким образом, названия станция получила все-таки по горе. У местных жителей принято говорить ВязОвая, с ударением на втором слоге.
Такой ее увидел Прокудин-Горский в 1909 году, когда возвращался домой из поездки по Уралу:
04426v

20543v_wabk1

20544v_wabk1

20545v_wabk1

20546v_wabk1

В сентябре снег на Урале не редкость. Вот он и выпал. Посетив эту местность в августе 2013 года, я ее нашел вот такой:

От станции Вязовая Самаро-Златоустовская дорога отпочковалась стараниями князей Белосельских-Белозерских веткой, ведущей до Катав-Ивановского завода. Князья владели именно этими заводами, а производство рельсов для строящейся в конце 19-го века Самаро-Златоустовской магистрали помогло им избежать банкротства и даже заработать.

Катав-Ивановский завод Прокудин-Горский увидел во всей красе, забравшись на гору:

20622v_wabk1

20630v_wabk1

следуя «тропою» Мастера,я также забрался на верх и вот что увидел:

Как видно из этих двух маленьких роликов, Катав-Иванвоск на месте пока, плотина тоже. В Запрудовке, то что за плотиной, выросли новые дома. Храма, изоброаженного на фотографии нет. Вернее нет двойной колокольни. Белосельские-Белозерские, владевшие Катавскими заводами имели польскую кровь и храм, построенный с элементами католичества об этом должен был говорить. То есть база, основание храма было по Православным канонам сделано, а колокольня выполнена в стиле Католицизма. В наши дни в храме идет богослужение, а макет храма можно увидеть в местном музее, расположенном в особняке Белосельских-Белозерских.

На фото Прокудина-Горского мост через реку Катав:

20619v_ab

Наши дни:

Ракурс конечно не тот, поскольку место съемки затоплено водой. Лето 2013 года на Южном Урале выдалось дождливым.

Еще парочку интересных фотографий Прокудин-Горский сделал на выемке, которая находится в том месте, где железнодорожная ветка выходит к пруду:

20626v_ab

20616v_ab

Наши дни, все та же выемка:

На Юрюзанском заводе, также входящим в группу Катавских заводов, Прокудин-Горский сделал несколько фотографий, среди которых интерес представляют панорамы заводского поселка, раскинувшегося вдоль пруда:

20623v_wabk1

Снимок был сделан со склона горы, рядом с плотиной. Если приглядеться, то видно, что многие дома уцелели. Только приобрели новую крышу из крашенного профнастила:

Еще одна известная фотография была сделана на переезде, рядом с трассой М5:
20059v_wabk1

В наши дни мало что изменилось и место легко идентифицируется:

This entry was posted in Очерки, рассказы. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий