В первой и второй частях я рассказал, как изучал места съемки Прокудина-Горского в Уфе и Аше. Теперь настало время Миньярского и Симского заводов.
После того, как начались горы и горнозаводская зона Южного Урала, Прокудин-Горский начал много снимать. Следующей станцией за Аша-Балашовским заводом была станция Миньяр, правда, построенная немного в стороне от заводского поселка. Но зато прямо над станцией высился утес Красных скал.
Выйдя из вагона Прокудин-Горский отправился наверх. И сделал вот эту первую фотографию:
На этой фотографии мы видим вокзал, а за ним Сим.
Отправившись следом, я смог лишь частично повторить фотографию, поскольку в наши дни все заслоняют деревья. Поэтому даже пришлось сместиться влево.
Видно, что вместо леса, за рекой довольно плотно стоят дома. Это поселок, так называемая Новостройка.
Следующую фотографию Прокудин-Горский сделал уже непосредственно с Красных скал:
Слева все тот же утес, по центру все тот же лес.
А вот так это выглядит нынче:
Лес на горе поизвели, домов понастроили. Вперед забегая, скажу, что это один из немногих ярких примеров изменений, произошедших за сто лет. В основном за это время мало что изменилось.
Вот другой ракурс:
И так в наши дни:
Следующая фотография была сделана примерно с этой же точки, но в другом ракурсе и на ней мы видим сам поселок Миньярского завода:
Поселок сто лет назад был небольшим, жался поближе к заводу. Это потом город разросся и домишки стали лепиться по склонам гор, занимая все неудобицы. Смотрим, что ныне:
Видно, что поселок разросся, а на переднем плане вместо выгона появились разные там строения и дорога, ведущая на щебеночный карьер.
Спустившись вниз, Прокудин-Горский поднялся на противоположенную гору и сфотографировал Красные скалы:
Мост еще деревянный. Очевидно, он выводил на дорогу, по которой ездили в деревню Волково.
А так в наши дни. Ракурс чуть не тот, нужно было пройти чуть правее и снять со скал Отводного гребня, а не со склона. Но все равно дает представление:
Фотография так сделана, что никаких изменений почти не видно. А между тем наверху щебеночный карьер и станция разрослась. А мост стал бетонным.
А это сама скала, Отводной гребень. Именно с нее делал предыдущую фотографию Прокудин-Горский.
Давайте посмотрим, что стало в наши дни. Фотография не моя:
Ну или вот так, это уже я сам снимал:
Скала и река на месте!
Теперь перейдем в другое место. Это железнодорожный мост через Сим. Так было в 1910 году:
В наши дни с этой точки сфотографировать невозможно, так как это территория карьера. Чуть ближе снято:
Дорога как раз на карьер ведет.
А это фотографии женщины, сидящей на мостках. 1910 год, С.М. Прокудин-Горский:
Поиск точки съемки путем подгона силуэта горы, показал, что женщина сидела почти под самым железнодорожным мостом. А потом, при строительстве второй линии и нового моста, русло реки слегка изменили. Поэтому сколько не пытался найти, а все не вышло на 100 процентов.
Если присмотреться, то становится понятно, что точка съемки находится правее. Но на этом месте сейчас жд мост.
Еще одно место, где снимал Прокудин-Горский. Это уже на дороге по пути в Сим. Никольский дол:
Это в районе о.п. 1753 км на Транссибе. Вот так в наши дни выглядит это место:
На старой фотографии видна будочка, видимо на месте Никольского источника. В наши дни на месте съемки коллективные сады. Пришлось снимать с дороги. Деревьев стало больше. Но скала вся та же)
Далее Прокудин-Горский через станцию Симская отправился на Симский завод. Продолжение следует.