Инженер Сергеев.

Был Пётр Иванович дворянского рода и происходил из помещиков Пензенской губернии. Родился он в 1813 году, в возрасте 17 лет поступил в Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения. Это учебное заведение было специально создано в 1810 году для подготовки специалистов по строительству на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения. В 1833 году Сергеев произведён в прапорщики и оставлен при институте для продолжения курса наук. В 1834-м он уже подпоручик и назначен к работам для построения моста через Белую в г.Уфе. Сейчас бы мы назвали это дипломной работой. В 1835 году он заканчивает институт и командируется в распоряжение Оренбургского военного губернатора. 
Уфимское имение Богородское досталось ему по наследству от отца, а несколькими годами позднее, в 1839 году, он ещё прикупил землю у башкир Дуван-Табынской и Кси-Табынской волостей в Стерлитамакском уезде, построил село Никольское и поселил там своих крестьян. 
Однако предоставим слово архивным документам, передающим нам своим старинным слогом аромат той эпохи и как нельзя более точно определяющим фигуру П.И.Сергеева, а также смысл и значение его деяний. 
Из письма гражданского губернатора Я.Ханыкова главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями К.В.Чевкину от 15 февраля 1856 г.: «На весьма деятельного и делового производителя работ штабс-капитана Сергеева считаю долгом обратить благосклонное внимание Вашего превосходительства. Сергеевым в 1854 году составлено проектов и смет более, чем всеми прочими производителями работ…». 
Генерал-лейтенант К.В.Чевкин внимание на Сергеева обратил. В докладе от 4 ноября 1859 года он пишет: «Капитан Сергеев из дворян, от роду 46 лет, воспитывался в Институте корпуса инженеров путей сообщения; в службе и в офицерском чине с 1833 года. Состоя постоянно на службе в Оренбургской губернии, производил с успехом разные, более или менее значительные, работы. По поручению генерал-губернатора в 1837, 1838 гг. занимался устройством торгового тракта с построением на оном мостов. В 1841 году окончил центральный торговый тракт от Стерлитамака через Белебей к Бугульме на 225 вёрст и, как оказалось, по обревизовании отчётности в суммах, отпущенных ему на устройство сего тракта, сделал сбережения казны на сумму 943651 р. 5 к. ассигнациями. Имеет орден Святого Станислава III степени. За исключением вышеизложенного подрядного дела, в штрафах и под судом не был и аттестуется одобрительно. С 1856 года занимает должность непременного члена (по технической части) Оренбургской губернской строительной и дорожной комиссии. Оренбургский и Самарский генерал-губернаторы отзываются о нём с самой выгодной стороны. Равным образом и предместник генерал-адъютанта Катенина, покойный граф Перовский был им совершенно доволен; а по основательному изучению Оренбургского края, офицер этот признаётся необходимым при учреждении новых путей для развития местной промышленности, так что его трудно было бы заменить кем-либо другим». 
Кстати, упоминаемый орден П.И.Сергеев получил именно за отличное устройство в 1837 году по поручению военного губернатора двух деревянных мостов: через Ашкадар и через Стерлю и «сбережение казённого интереса», то есть за экономию выделенных средств. 
В копии с журнала Оренбургской строительной и дорожной комиссии от 30 сентября 1857 г. перечислялись работы, находившиеся на тот момент на исполнении у инженер-капитана Сергеева. В числе прочих — снятие с натуры чертежей на дорожные сооружения по коммерческому тракту от Стерлитамака до деревни Уразметовой; снятие с натуры чертежа моста через Стерлию (так в документе — В.Н.) при Стерлитамаке; составление сметы на исправление печей в здании стерлитамакских присутственных мест. 
Кроме нашего стерлитамакского края, Сергеев отметился и в других местах. Занимался он устройством башкирского пчельного завода, производил «свидетельство построенных в городе Уфе казарм и в г.Бугульме дома для присутственных мест». В 1841 году «производил свидетельство перестроенного тюремного в г.Стерлитамаке замка и в г.Уфе моста через речку Сутолоку». 
11 октября 1867 года Оренбургский генерал-губернатор писал управляющему Министерством внутренних дел: «При производстве в 1864 г. работ по устройству коммерческого тракта от г.Стерлитамака до г.Верхнеуральска, по засвидетельствованию строителя инженер-подполковника Сергеева, некоторые из рабочих, как из числа вольнонаёмных, так и башкир, находящихся по наряду, оказали весьма ревностное содействие к устройству дороги, несмотря на разного рода затруднения». 
В 1864 году подполковник Сергеев построил через Уральские горы Верхнеуральский тракт протяжённостью 257 вёрст, более 700 дорожных сооружений за 45 тысяч рублей — сумму меньше половины сметного назначения. Оренбургский генерал-губернатор Безак лично осматривал дорогу и, оставшись вполне доволен, представил Сергеева к чину полковника. Но это не состоялось. Впоследствии генерал-адъютант Крыжановский повторил представление о производстве Сергеева за ту же дорогу, но и это ходатайство не было уважено. Взамен в декабре 1867 года он награждён орденом Святой Анны II степени. В дальнейшем был произведён в статские советники. 
В 1866 году Сергеев был послан в Туркестанскую область, где построил в Ташкенте образцовое шоссе, прорыл близ форта Перовский из реки Сырдарьи в реку Ямандарью канал длиною 5 вёрст, проводил другие работы. Подвергаясь всевозможным лишениям и опасностям, в продолжение 90 дней шёл на верблюдах от Ташкента к Оренбургу по дикой и бесприютной степи, в которой нашёл прямое и удобное направление для дороги из Ходжента через Ташкент, Чемкент, Туркестан и Оренбургское укрепление в Россию. По линии этой снято инструментально более 5 тыс. квадратных вёрст. В этой тяжёлой годичной командировке Сергеев, истратив все свои средства, расстроил здоровье. 
Таким он был на службе у Отечества: определял маршруты будущих коммерческих трактов (в том числе проходящих через Стерлитамак), строил мосты и другие дорожные сооружения, при этом — совсем уж немыслимое по нашим временам, — «делал сбережения для казны»! 
Сергеев был женат на дочери отставного генерал-майора Станислава Тимофеевича (Фомича) Циолковского, Анне Станиславовне. Знаменитый калужанин, учёный-космист К.Э.Циолковский был её племянником. Село Никольское (ныне – Аургазинский район) и сегодня находится на карте Башкирии. 
Столь значимое для истории нашего края и забытое имя П.И.Сергеева, инженера-строителя и первопроходца, достойно хотя бы нескольких благодарных строк в летописи города Стерлитамака и района. 
Виктор НАЗАРОВ, газета «Стерлитамакский рабочий»













This entry was posted in Люди. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий