Дело было так. В конце 19-го — начале 20-го века в Российской империи активно строились железные дороги. В 1889 году железная дорога пришла в Уфу. В 1892 — в Челябинск. Но Бирск находился от Уфы севернее на сотню верст. Отсутствие железной дороги тормозило развитие промышленности. Тем более, что в Бирске, богатом купеческом городе денег было достаточно, но река Белая не могла удовлетворить все потребности, как бы сегодня сказали — в логистике. Поэтому приход железной дороги ждали, ее строительство всячески лоббировали. В начале 20-го века стало известно, что должна пройти железная дорога на Кыштым. Купцы очевидно подсуетились и заранее построили здание ж/д вокзала. Но с дорогой все не ладилось и только в 1916 году она прошла куда севернее, затронув лишь часть Бирского уезда — Янаул.
С тех пор в здании вокзала в разные годы находилось то Коммерческое училище, то средне-образовательная школа. Однако город по-прежнему живет мечтами о том, что когда-то через него пройдет железная дорога. Тем более к ее приходу давно все готово!