Тирлянский завод.

Поселок Тирлянский или Тирлян находится в 30 километрах к северу от Белорецка. Когда-то здесь стояло село Березовка, возле которого братья Твердышевы и их компаньон Иван Мясников в 1752 году, на речке Тирлян решили изначально строить завод. Любой в Тирляне вам скажет, что Тирлянский завод постарше Белорецкого будет.

Правда, начав строить завод на Тирляне, промышленники быстро поняли, что мощности небольшой речки явно недостаточно для заводских нужд и запросили Берг-коллегию перенести завод на новое место. А поселение Тирлянский осталось.

Белорецкий завод был построен в 1762 году, а место возле Березовки было временно брошено. Вернулись к нему в 1801 году. Этот год и является вторым рождением завода. Тирлянский молотовый завод построила Дарья Ивановна Пашкова, дочь Ивана Мясникова, одна из четырех наследниц горнозаводской империи Твердышевых и Мясниковых. Завод предназначался для расковки крицы, выплавленной на Белорецком заводе и являлся вспомогательным.

Завод начал работу в 1803 году и изначально назывался «Тирлянской плотиной». На нем было поставлено 4 молота. Продукцию с Белорецкого завода доставляли гужевым транспортом, на лошадях. Специальная конно-колесная дорога была проложена от Белорецкого завода до Тирляна в 1810 году. 

Для работ на молотовом заводе, он еще назывался «кричная фабрика», поскольку расковывал пористую крицу в слитки, привлекали крестьян села Березовка. Именно с этого места, с «низовки», где когда-то стояла Березовка, и пошел Тирлянский поселок. Само же село получило название по березникам, растущим здесь в изобилии и основано когда-то было еще охотниками. Так, во всяком случае рассказывают в Тирляне.

Белорецкий завод в связке с Тирлянским обеспечивали наследникам Твердышевых-Мясниковых достойное существование. Практически бесплатная рабочая сила, богатые природные ресурсы округи. И допотопная технология, основанная на доменном, кричном производстве с применением древесного угля. Но именно древесный уголь придавал Пашковскому белорецкому железу определенные свойства, так ценившиеся на рынке. Железо с клеймом «старый соболь» хорошо знали в России, Азии и Европе. В 1837 году во время поездки по Уралу, будущий император Александр II посетил Тирлянский завод, как одно из передовых предприятий того времени.

Отмена крепостного права в 1861 году подкосило всю уральскую металлургию. Стало понятно, что старыми методами работать нельзя. Однако само понимание проблемы не решало. Белорецкие заводы были загнаны в долги, и наследникам в итоге пришлось продавать их, дабы рассчитаться с кредиторами. В 1874 году Белорецкий и Тирлянский заводы покупает торговый дом «Вогау и Ко».

С приходом немецкого капитала и специалистов начинается перевооружение завода. К тому времени на Тирлянском заводе действовала еще и одна доменная печь. С приходом нового управляющего Акселя Эмильевича Гассельблата строится вторая, а также монтируется листопрокатное производство. А 2 июня 1878 года на Тирлянский завод прибывают шведские рабочие-металлурги и литейщики. С этого момента начинается еще и история шведских фамилий Тирляна.

Нынче около двухсот жителей Тирляна являются потомками шведов, женившихся здесь и пустивших корни. Фамилии Адамсоны и Ларсены хорошо здесь знакомы. А с недавних пор налажен и культурных обмен со Швецией, откуда приезжали родственники когда-то уехавших в Россию шведов. Но как мне сказали в Тирляне, те шведы и наши совсем разные. Как внешне, так и внутренне. Да уж, кого только российская глубинка не перемалывала и не делала в итоге русским!

В начале 20 века на Тирлянском заводе работало 1072 рабочих. А население самого поселка составляло около семи тысяч человек. Основной продукцией с постройкой прокатных станов стало листовое железо, знаменитая тирлянская «динамка». Сначала произведенную продукцию транспортировали на полубарках до Белорецкого завода, где перегружали на барки-коломенки. В 1913 году через  селоТирлянский прошла БУЖД, Белорецкая узкоколейная железная дорога, соединившая заводы с «большой землей» и Транссибом.

В новые времена, после Октябрьской революции производство на Тирлянском заводе постоянно развивалось, пока не пришли «лихие 90-е». Однако с переменным успехом завода существовал и тогда. Даже печально известное наводнение августа 94 года, когда вода прорвала плотину Тирлянского водохранилища и снесла все на своем пути, не похоронило завод. Здесь еще собирались создавать трубопрокатное производство. Но наверху было принято решение, тем не менее завод закрыть.

Сегодня на месте где стояли прокатные станы, возвышается лишь огромное колесо, приводившее когда-то в действие прокатный стан. Не слушайте того, кто скажет, что его сюда занесло наводнением. В тяжелые годы пытались то колесо утащить на металлолом, но ничего не вышло. А вы говорите вода! Просто цех разобрали, а колесо осталось и сегодня является одной из достопримечательностей Тирляна. Тирлянское водохранилище же после наводнения восстановили.

А рядом стоят развалины цеха постройки начала века. Живописные такие развалины, Но стоящие живым укором и печальным напоминанием о былых временах завода. Тирлян же из поселка городского типа стал селом и за не имением работы многие жители ездят работать в Белорецк, на БМК. Вообще, жители поселка Тирлянский это отдельный, очень интересный вид людей, называемый в белорецкой округе рОгулями. Но об этом в отдельной статье. 

Из достопримечательностей поселка Тирлянский стоит отметить также наряду с колесом и развалинами тирлянского завода еще и тирлянскую школу, в которой есть не плохой музей. Кроме того в Тирлянском есть недостроенная церковь, которую переделали в конструктивистский клуб.

This entry was posted in Горные заводы. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий